Работа детского психолога в детских садах, детских клубах в основном исполняет общеразвивающую и педагогическую роль. Поэтому родители часто не относятся серьезно к деятельности психолога. Но на то и психолог, чтобы работать с детьми. И, работая, он видит психологические портреты детей, их проблемы, иногда серьезные проблемы. В идеале психолог обладает бесценной для родителей информацией.
Представим гипотетическую ситуацию. У родителей есть определенные ожидания от своего ребенка. Родители живут этими ожиданиями. Для них это вопрос самореализации. Иные варианты, кроме ожидаемых, родители могут не воспринять. Каков результат? Родители могут не знать проблем своего ребенка. Родители интенсивно занимаются свои ребенком, втискивая его в рамки своих ожиданий. Но просто поговорить некогда, да вроде бы и незачем.
Песочное поле показывает все, в том числе и отношения с родителями. И в описанном случае психолог фактически остается один на один с такими детьми.
Решение проблем психики у ребенка – это прежде всего вопрос работы с родителями. Участие родителей может решить большинство проблем. И если родители ищут возможности решения этих проблем, то проблемы решаются. А если миры родителей и детей не пересекаются, то и дети с родителями не откровенничают.
А контакт с родителями мог бы очень помочь ребенку. Эта помощь не только в решении каких-то текущих проблем. Эта помощь в жизни и в социальном развитии.
Я был свидетелем мастер-классов Юлии Борисовны Гиппенрейтер по общению с детьми. Она на них говорила и показывала, что ребенка надо спрашивать, и он будет с удовольствием отвечать. К Юлии Борисовне на сцену поднимались дети, и все с ней общались с удовольствием. Они готовы были рассказать все свои тайны. И ведь много времени для этого не требуется – просто немного внимания, и всё.
Есть одна оговорка. Много времени не требуется, но требуется мотивация, выражающаяся в желании разговаривать со своим ребенком. Как говорится, насильно мил не будешь.
Работа психолога должна как-то восполнить пробел развивающего общения с родителями. Но полностью заменить не может. Более того, работа психолога имеет максимальный успех только при наличии обоюдного желания к общению всех сторон, имея в виду и родителей. А без такого желания у психолога остается единственная возможность. Он продолжает работать с ребенком. Работает аккуратно, медленно. И, несмотря на то, что поведение и картины ребенка на песочном поле каждый раз возвращаются назад, работа продолжается. Успех придет, хотя он будет гораздо меньше и достигается намного медленнее.
В отношениях детей, родителей и психолога встречается и другой вариант отношений.
Родители, конечно же, интересуются результатами работы психолога с ребенком. Но, услышав мнение психолога, не готовы его принять. Хорошо, если разногласия остались без конфликта, но бывает и наоборот. Бывает, что родители после разговора с психологом меняют клуб, куда водят ребенка, поскольку они имеют диаметрально противоположную трактовку его проблем.
Другая сторона такого несогласия — случалось, что родители начинали отчитывать ребенка за то, что он поставил ту или иную фигурку в песочное поле, сказал не те слова, не так нарисовал рисунок, и т.д., и теперь они (родители) вынуждены выслушивать от психолога такие неприятные слова. «Ну неужели ты не мог просто сказать по-другому, ну зачем ты так нарисовал?!» Ребенок, конечно же, может объяснить, почему он сделал именно так, а родители тяжко вздыхают. И все остается так, как было.
В связи с этим психологи вынуждены рассказывать после сеансов, что у ребенка все хорошо, и проблем нет, и тихо продолжать свою работу. Чтобы не оборвать осторожную работу с ребенком, приходится говорить родителю то, что он хотел бы услышать.
Вывод из ситуации таков. Если родители привели ребенка – надо им по возможности заниматься. А родителям говорить то, что они готовы услышать. Этому способствует наше время, когда за существование детских клубов голосуют рублем.