Детское развитие в песочной терапии

Детское развитие в песочной терапии

Сайт об использовании песочного поля для детского развития

Песочная терапия терапевту–как сохранить себя

Любой сеанс песочной терапии должен начинаться с озвучивания правил работы в песке. Тема правил важна, правила являются точкой опоры в работе. Без правил сложно  было бы провести завершенную работу. И поэтому тема песочная терапия терапевту требует рассмотрения вопроса жесткости правил сеанса. Отдельный аспект правил — удержание терапевтом границ взаимодействия. Иногда именно этот аспект является важнейшей частью успеха сеанса песочной терапии.

В практике песочного терапевта почти всегда есть клиенты, которые тестируют допустимые границы взаимодействия. Так сказать, проверяют на податливость. Форма тестирования может быть различной. Это нарушение временных  рамок, правовые выяснения, перекладывание ответственности и др. Такие моменты могут выбить самого терапевта из привычной колеи, расшатать, так сказать, мир песочного терапевта. А такой расклад будет просто опасен для других клиентов, так как будет означать разрушение безопасного песочного мира. И поэтому сохранение границ собственного мира является обязанностью терапевта.

Но при этом у терапевта имеется и обратная задача – обеспечить двусторонний процесс обмена с клиентом. Дело в том, что каждая работа с каждым клиентом является расширением мира самого терапевта. Каждый клиент работает на развитие мира терапевта, делая его более многогранным и гармоничным.

Как совместить оба эти процесса? Варианты, как всегда, имеются.

Как бы ни тяжело проходил сеанс, он может быть впоследствии проработан терапевтом на сеансах супервизии. Супервизорские встречи для каждого практикующего терапевта просто необходимы. Время от времени так же необходима личная проработка ситуаций с супервизором. Наверное, я скажу общие истины, известные профессионалам, если напомню о развитии психологической защиты, повышении квалификации и профилактике залипания на проблемах клиентов. Каждый практикующий терапевт обязан помнить об обязательности супервизии, отсутствие которой приводит к развитию ограничений в работе терапевта.

Но супервизия есть лишь одна возможность. Даже не возможность, а обязательная профилактическая процедура. Да и сама супервизия проводится уже после сеанса, а на самом сеансе, возможно, уже сделаны ошибки и психологическая безопасность клиента была под угрозой.

А что делать на самом сеансе, когда трудный клиент уже перед терапевтом, и сеанс уже проходит? Я знаю терапевтов, достаточно известных, которые опасаются очной встречи с клиентом, и могут проводить сеансы исключительно дистанционно. Полагаю, что такие терапевты сами нуждаются в серьезной помощи.

Итак, сеанс идет, границы и правила озвучены. Терапевт должен помнить, что на сеансе он выступает в роли высшего существа, определяющего порядок и границы. И попытки выйти за границы должны будут рассмотрены как покушение на целостность вселенной со всеми вытекающими. Порой требуется жесткий отпор для нормального продолжения сеанса.

Иногда клиенту удается расшатать позицию терапевта. Такая ситуация, говоря словами компьютерных безопасников, дает возможность воспользоваться уязвимостью. Любая личная неустойчивость может дать повод к дальнейшему расшатыванию оной. А личная стабильность, как говорилось выше, является основой стабильности сеанса. Для страховки от подобных случаев рекомендую практиковать взгляд со стороны. Считайте, что вы надели другую маску, и ваша роль сменилась. И теперь вы смотрите со стороны на себя, на клиента, и на сеанс в целом. Смена позиций и оценка со стороны происходящего помогает терапевту:

— увидеть собственные границы личности, которые нарушать никак нельзя, так как это личное пространство, и сам терапевт является гарантом безопасности сеанса;

— границы самого сеанса, их контролирует терапевт, и они являются опорой устойчивого сеанса.

Теперь вы можете реально оценить и свое состояние, и сам сеанс. Умение уверенно работать в сложных ситуациях во многом определяет профессионализм терапевта.

Чтобы проще было вспомнить про этот спасательный круг, создайте и разместите в зоне своей видимости любой визуальный якорь. Он должен вам помочь сменить взгляд в случае залипания на сеансе.

Приведу небольшой пример попытки взлома границ сеанса.

Во время открытого мастер-класса пришла мама с дочкой, и потребовала, чтобы ее девочка «просто поиграла с игрушками в песке, только без ваших сказок и миров».  Ситуация, конечно же, конфликтная. Мама сознательно пошла на нарушение наших правил, что называется «в чужой монастырь со своим уставом». Мы учим детей на групповых сеансах в песочнице уважительно относиться к чужим границам. Непонимание границ резко ограничивает ребенка в развитии вследствие сужения коллективного взаимодействия, потому что коллективная работа дает мощный импульс в социальном развитии. Ранее уже поднимались вопросы отработки границ социального взаимодействия в песке и желание «просто поиграть».

Был миг внутреннего сомнения, потому что женщина подошла к задаче очень уверенно, с полным осознанием собственных прав, как настоящий потребитель. Но ей, конечно же, было отказано, потому что исполнение ее требований вело к нарушению правил работы с другими детьми. Очень важно, как было сказано выше, сохранить правила и границы – это залог устойчивости сеанса. А для детей, с которыми мы работаем, важно знать, что границы мира, в котором строятся песочные миры, тверда и крепка, и это даст детям твердую опору в организации собственных взаимодействий.

Добавить комментарий

Войти с помощью: