Сейчас много школ и курсов по подготовке песочных терапевтов. И, конечно же, выпускается много специалистов, готовых работать в этой интереснейшей области. Я хочу в этой статье поговорить о том, насколько может быть эффективно обучение песочной терапии.
Прежде всего, вспомним основы, что же такое обучение и как оно происходит. Затем проследим, как происходит усвоение полученных знаний. Это первая часть статьи, так сказать, академическая. Прошу извинить профессионалов за повторение известных истин.
И в конце статьи я сделаю выводы о том, как зарождается хороший психолог – песочный терапевт.
Итак, про обучение.
Известно, что обучение представляет собой процесс передачи структурированной информации от преподавателя обучаемым (студентам, слушателям, ученикам). Этот процесс направлен на усвоение знаний, умений, навыков, реализацию потенциальных возможностей обучаемых.
Самый простой способ обучения – это начитать лекции с теоретическими основами, затем предоставить готовые шаблоны для работы. В итоге у нас будут достаточно грамотные выпускники, вполне разбирающиеся в предмете на теоретическом уровне. При определенном упорстве они могут стать специалистами и даже практиками.
Следующий этап обучения – применение полученных знаний, практика. Практика дает отличную возможность попытаться применить те знания, которые получили в виде перечня, так сказать, формул и теорем. Важное в практике – возможность проверить лично, насколько полученные знания могут применяться в действии, реально и предметно. Тут роль преподавателя возрастает неизмеримо.
В песочной терапии каждый обучающийся выступает в роли терапевта, где видно, что из начитанного он усвоил и насколько верно понял теорию. И так же он становится клиентом у своих же коллег, чтобы почувствовать сеанс «изнутри». Будущий терапевт при таком подходе имеет шанс осознания практики применения полученных знаний с точки зрения эмпатии, что для психологов очень важно. Не только зная, но и понимая своего клиента, терапевт будет ярче и качественнее понимать тонкости картин песочного поля. Но и это не главное. Главное, что без такого подхода процесс врачевания рискует стать поиском «хвостов», результатов и симптомов, хотя слово «симптом» в данном случае применим с натяжкой. Терапевта же должны интересовать глубинные причины картин на песке.
Теория и практика в обучении песочной терапии в идеале должна совмещаться постоянно. Каждую тему необходимо сопровождать демонстрацией применения полученных знаний и учебными парными сеансами. Для осуществления этого группы обучения должны быть небольшими, иначе преподаватель не сможет отработать всех учеников.
Большие группы обучения песочной терапии не столько радеют за выпуск квалифицированных специалистов, сколько за коммерческую сторону обучения.
И теперь я перехожу к главной части этой статьи. Смысл всего сказанного выше в том, чтобы подойти к теме прямой передачи знаний.
Тема эта немного иррациональна, но тем не менее, такой подход упоминается авторитетами. Например, Сергей Кулаков в книге «Трудности и ошибки в психотерапии» говорит о том, что психотерапия не может быть изучена с помощью традиционных способов преподавания, и упоминает о «ремесленном аспекте» в психотерапии.
Тема практического применения знаний всегда стоит достаточно остро, и передача опыта необходима в любой отрасли. Например, в промышленных предприятиях разрыв в передаче опыта на границе веков привел к резкому падению инженерного потенциала, и восстановить его стоило огромных усилий. В психологии же прямая передача знаний – практическая необходимость, иначе в такой многовекторной области как психология даже восприятие работы одного механизма может по-разному пониматься, и порождать монстров интерпретации.
Поэтому для того, чтобы на свет родился сформировавшийся психолог, происходит творческий иррациональный процесс. Преподаватель, он же учитель, он же тренер с большим личным опытом практической психологии, на практических занятиях взаимодействует с учениками практически путем прямого обмена эмоциями, взглядами, пониманием. На этом этапе в ученике формируется как бы слепок, копия опыта учителя. С момента завершения формирования сконцентрированного опыта учителя в сознании ученика последний имеет шанс стать специалистом.
С этого момента ученик может работать самостоятельно, и творчески развивать полученные знания, формируя собственные оттенки понимания и даже пересматривая опыт учителя. Но, еще раз, чтобы пересмотреть опыт учителя, его надо получить. И после этого уже развивать и пересматривать.
Немногие преподаватели в области песочной терапии владеют искусством передачи собственного опыта. И попасть к такому преподавателю – большая удача для начинающего терапевта.
Желаю всем, кто начинает свой путь в песочной терапии, такого преподавателя!