В сообществе песочных терапевтов регулярно возникают споры на тему, что можно и что нельзя делать на сеансе терапевту. Может ли терапевт разрешать или запрещать клиенту какие-либо действия, может ли вмешиваться в сеанс, давать клиенту советы как лучше построить композицию, или указывать на определенные несоответствия картины песочного поля? И насколько песочная терапия в работе психолога допускает повышение эффективности, не жертвуя клиентом?
Я хочу внести свою лепту в эту тему.
Сразу скажу, что терапевт, по моему мнению, может осуществлять дозированные воздействия на картину песочного поля. Но не самостоятельно, а опосредованно, через клиента, конечно же. И только в определенных ситуациях, а не по личному желанию. Мнения коллег могут отличаться, а я попробую объяснить свою позицию.
Классический юнгианский сеанс песочной терапии представляет собой длительную процедуру, ограниченную в основном временем и желанием клиента. Терапевт может отвечать, если клиент задал вопрос. Если клиент же не обращается к терапевту, то терапевт соответственно не вмешивается в течение сеанса.
Менее строгие правила применяются к сеансам по современным меркам и современными школами песочной терапии. Во многом это определяется современной скоротечностью. Ни у терапевта, ни у клиента нет долгих часов на исследования, поэтому терапевты активно используют современные техники, ускоряющие сеанс.
Каждый песочный терапевт, который арендует кабинет для сеансов, хорошо понимает, что такое время, затраченное на клиента. Это время выражается в деньгах за аренду помещения. Такая ситуация делает важным применение эффективных техник, позволяющих провести сеанс быстро и результативно, фокусируясь на решении актуальных задач и не уплывая по ложным запросам клиента.
Можно так же напомнить о растущей конкуренции в среде песочных терапевтов. Преимущества будет иметь терапевт, помогающий клиентам быстро и результативно – не за десять сеансов, а за два, или даже за один. И это аргумент в пользу современного опыта, помогающего получить качественный и быстрый результат. И этот опыт является результатом развития психологии как науки.
Среди техник, повышающих эффективность сеанса, я коснусь в этой статье двух. Это использование интерпретаций для диагностирования и рекомендации клиенту по построению итоговой картины.
Сюжетные интерпретации.
Любой песочный терапевт, прошедший какую-либо школу песочной терапии, имеет широкий набор шаблонов для интерпретаций песочного поля. Интенсивная практика может дать еще больший набор возможностей интерпретации. Юнгианская основа позволяет быстрее и глубже понять смысл картины в песочнице. Глубокое изучение сказкотерапии даёт богатые возможности привязки к сказочным персонажам.
Чтобы ускорить сеанс, надо научиться видеть заложенные в картину непроявленные сюжеты, которых клиент еще не осознал сам. Например, сказку Пушкина, или известный миф. Возможность быстро увидеть такие сюжеты ускоряет понимание картины клиента. После этого можно быстрее провести диагностическое уточнение смысла построенного.
Еще один способ ускорения – визуальное осознание рисунка песочного поля. Например, рельеф местности может напоминать физиологические картины, но абстрактность изображения и наличие сюжета из фигурок затушевывают увиденную картину.
Задача терапевта – быстро осознать картины каждого слоя в отдельности, затем, уточнив у клиента, увязать интегральную картину. И потом, увидев соответствие с воспринятыми картинами, показать клиенту его же образы в раскрытом и развернутом виде. Профессионалы должны понимать, что всегда имеются границы раскрытия картины клиенту, связанные с готовностью самого клиента. Готовность будет понятна после уточнений. Следующие сеансы будут уже результатом сознательно и подсознательно пережитых в песочнице ситуаций, а этот результат в свою очередь будет определен помощью терапевта в осознании пройденных картин. Это может быть уже другой мир с другими сюжетами.
Рекомендации клиенту.
При построении скорректированной картины, после совместного анализа, терапевт, наблюдая за построением новой картины, может ненавязчиво подсказать более результативный вариант. Если клиент не готов – он не услышит. Если же готов – услышит, поймет, и использует. Это может сократить клиенту цикл на пару сеансов, а терапевту поднимет репутацию.
Конечно же, подсказки не должны носить детальный характер, не должны замещать творчество самого клиента, а терапевт не имеет право настаивать на обязательном их исполнении. Подсказка должна быть единственная, относящаяся к существенной детали картины песочного поля. Она может быть оформлена в виде вопроса, или пожелания. И согласие на ее применение должно быть для клиента озарением, инсайдом. И тогда для клиента этот сеанс станет одним из самых значимых.