Детское развитие в песочной терапии

Детское развитие в песочной терапии

Сайт об использовании песочного поля для детского развития

Волшебный мир песка, или как испортить детям праздник

Приходя на сеанс песочной терапии, ребенок ожидает что-то необычное. И терапевт должен показать ему волшебный мир песка. И чтобы сделать этот достаточно прозаичный на взгляд взрослого человека мир волшебным, детские психологи идут на различные профессиональные ухищрения.

У каждого психолога имеется целый набор сценариев, чтобы вовлечь детей в интересное действие. Дети строят, путешествуют, придумывают, говорят от имени своих героев. Созидание всегда интересно и никогда не надоедает, потому что созидание само по себе рождает разнообразие. Поэтому такие сеансы детям не могут надоесть. Но существует способ, чтобы детям песочная терапия стала неинтересна. К сожалению, этот способ неосознанно используют некоторые руководители детских клубов, разрушая работу психолога.

Так как же можно так сделать? Песок волшебный, песочница хорошая, фигурки интересные! Это невозможно!

У меня есть в запасе история, как можно испортить отношение детей и, самое интересное,  родителей к сеансам песочной терапии.

Наша группа была приглашена в один детский клуб для организации направления песочной терапии. Начали радостно и бодро. Завезли песочницы, песок, коллекцию фигурок.

Составили расписание, провели рекламную кампанию. Потом, для привлечения интереса, сделали несколько дней открытых дверей. И направление заработало. Дети приходили, занимались. Родители охотно отдавали своих детей на сеансы.

Так прошло около года, работа продолжалась достаточно успешно. Сеансы были популярны. Были установлены определенные правила работы с песком и песочницей – после сеанса песочница освобождалась от фигурок, песок выравнивался, фигурки всегда убирались в шкаф. Но начали проявляться неприятные детали. Иногда, когда психолог приходил на занятие, он обнаруживал, что фигурки разбросаны, некоторые лежат в песке, песок тоже в беспорядке.

Что это означало? То, что в наше отсутствие стали активно пользоваться нашим оборудованием – песком, песочницей, фигурками. Дело в том, что подобная ситуация приводит к потере эксклюзивности сеансов.  Может упасть интерес к самим сеансам.

При проведении сеансов песочной терапии есть тонкая особенность – психолог немного напрягает детей, мотивируя их на творчество и самостоятельность. Самостоятельная игра детей в песочнице лишает их этой мотивации. Но психика устроена так, что тянет в путь наименьшего сопротивления. Дети помнят, что играть в песочнице весело и интересно, и хотят в песочницу. Родители слушают детей, и соответственно уговаривают руководителя клуба открыть песочницу. Руководитель клуба не знает специфики психологической работы с детьми, и, полагая, что это повысит популярность клуба, открывает кабинет песочной терапии.

Дети начинают играть с превеликим удовольствием. Но просто игра надоедает достаточно быстро. Родители узнают, что песочная терапия детям уже не интересна. Руководитель клуба вдруг узнает, что родители не приводят детей более на песочную терапию. Психологи тоже недовольны дезорганизованностью всей работы. В итоге мы видим, что из-за  погони за тем, что раньше называлось «дешевым авторитетом», полностью развалилась работа целого направления. При этом руководитель клуба хотел сделать лучше для клуба и для песочной терапии, думая, что занимается популяризацией направления.

Чтобы восстановить его, надо опять прикладывать много усилий, не говоря даже о пропавших фигурках и рассыпанном песке.

Что можно сказать про эту ситуацию?

Во-первых, руководителя клуба необходимо посвятить в некоторые детали психологической работы с детьми. Особенно в той части работы, где дети занимаются творчеством.  Конечно же, предполагается, что если человек взялся руководить детским клубом, то он, как говориться, «в теме». Но, как показывает практика, не всегда. Положение может усугубиться тем, что некоторые руководители клубов достаточно авторитарны с наемным персоналом, и собственное мнение может привести просто к замене психолога на более сговорчивого. Ну уж тут, как говорится, на то мы и психологи, чтобы уметь говорить с людьми.

Во-вторых, у песочницы и, по возможности, всего кабинета психологии, должен быть статус сакральности. Без психолога туда нельзя входить, и тем более трогать «волшебную песочницу, волшебный песок, и героев волшебного мира».  При потере сакральности теряется большая доля интереса, особенно для младшего возраста. Ведь именно с младшим возрастом идет наиболее филигранная работа по выработке мотивации к созиданию. А то, что заложено в младшем возрасте, будет определять всю жизнь ребенка – это уже физиология, именно в этом возрасте возможно физическое развитие ряда областей головного мозга.

Ну и в третьих, скажу, что  в этом клубе направление песочной терапии было низвержено на несколько лет. То, чем клуб мог бы зарабатывать, стало доступно бесплатно. Если можно бесплатно, то зачем платить? А то, что развлечение детей в песочнице круто отличается от работы с детским психологом, многие родители просто не берут в голову. Да и у детей желание ходить на сеансы с песочницей снизились – им надоело просто так играть с песком.

Возвращаясь к заголовку нашей статьи, могу сказать, что многие неосознанно владеют тайной того, как испортить детям праздник. Надо просто дать напраздноваться в волю, и праздник кончится.

В заключение я желаю всем не повторять этой ошибки. Касаясь одной из ранее затронутых тем, повторюсь, что разумные ограничения не портят сеанс песочной терапии, а наоборот, делают его интереснее и увлекательнее. Если ребенок переиграл – то уже и не хочется играть. А если немного недоиграл – хочется еще поиграть, и ребенок тянет родителя на сеанс к психологу.

Добавить комментарий

Войти с помощью: