Детское развитие в песочной терапии

Детское развитие в песочной терапии

Сайт об использовании песочного поля для детского развития

Социальное развитие ребенка дошкольного возраста – первое правило

Тема про социальное развитие ребенка дошкольного возраста многообразна и интересна.  В этой статье я поговорю о границах как о важнейшем социальном аспекте жизни. Границы дают пространство для личного развития, границы защищают, в конечном итоге границы стимулируют социальное взаимодействие. Сеансы песочной терапии предоставляют широкие возможности  для проработки границ.

Начиная сеанс песочной терапии, я обычно объявляю клиенту,  что и как он может или не может делать. Например, нельзя лить воду в песочницу, или наоборот можно. Можно досыпать или отсыпать песок из песочницы, но нельзя сыпать на пол. Можно начинать работу с любой стороны песочницы, но потом менять положение нельзя. Так я определяю границы работы. Это в дальнейшем упрощает мое с клиентом взаимодействие, что в конечном итоге приносит клиенту только пользу. Границы являются в данном случае фундаментом и опорой, на которых строится совместная работа.

И поэтому я хочу поговорить о границах в песочном поле и в жизни.

Наличие границ является мощным и важным средством социального взаимодействия. Благодаря наличию границ существует социум в нынешнем понимании, и личность в социуме. Без очерченных границ личность не имеет возможности собственного развития, а социум защиты от личности. Без четких границ между личностью и социумом последний становится слабым, шатким, ущербным, потому что его структуры, не защищенные границами, становятся уязвимы. Поверженный социум сбрасывает личность в анархию, и последняя, не имея опоры развитого социума, теряет возможность реализации.

В песочной терапии в групповой и индивидуальной работе границы проявляются по-разному.

В индивидуальной работе границы проявляются в виде правил взаимодействия клиент-терапевт, в форме границ песочницы. Клиент иногда может тестировать границы терапевта. Я часто слышу от коллег рекомендации позволять клиентам делать на сеансе все, что захочется. У меня к этому обратное отношение. Наличие границ приносит пользу сеансу, повышая качество работы и ускоряя результат. Изменение границ является редким исключением, потому что  клиент при желании всегда найдет способ самовыражения внутри границ. Изменение же границ вносит хаос и приводит к удлинению сеанса.

В групповой работе границы проявляются физически в виде ограничения областей индивидуальной работы. Это может быть граница внутри песочного поля, или же зона ответственности коллективной работы. Отсутствие явно видимых границ бывает на сеансах, где цель состоит в совместной работе – например, групповое построение мандалы, или игра в групповое путешествие. Но тут начинают проявляться границы иного рода, оформляя участие отдельных индивидуумов и выделяя различные формы доминантности. Собственно в подобных сеансах как раз одна из задач состоит в выработке навыков самостоятельной отработки границ взаимодействия.

Я приведу пару примеров отражения границ в песочном поле.

В одном из сеансов участвовали брат и сестра. Начало сеанса вполне стандартное – определили области работы, начали строить миры. И дальше брат полностью взял на себя функции управления миром сестры. Брат подсказывал, какую фигурку и куда поставить в песочном поле. Дальше брат подсказывал, что рассказать о своем мире. У девочки в песочном поле были физические границы, но фактически в ее границах у нее не было самостоятельности. В границах ее мира властвовал брат. К сожалению, девочка отказалась самостоятельно отвечать на вопросы, а возможность провести с ней отдельный сеанс не представилась. Соответственно я не могу сказать, почему она отказалась рассказывать о картине в песочном поле самостоятельно – то ли не хотела перечить брату, то ли в принципе отказывалась самостоятельно работать. Как вы поняли, брат, естественно, был старший, и подобную ситуацию можно назвать обобщенно эффектом старшего брата. Это тот эффект, когда младший отказывается думать и принимать решения самостоятельно вне рамок отведенной компетенции, и эти компетенции сильно зауживают его социальные границы и тормозят развитие.  Этот сеанс в отношении девочки можно считать постановкой задачи для дальнейшей работы. Нарушение границ в мире девочки в данном случае может привести к снижению самостоятельности и социальной ответственности в будущем.

Другой пример. Проводился групповой сеанс с детьми из детского дома, возраст детей примерно 10-11 лет. Группа была на редкость слаженной. Дети активно и быстро договаривались о взаимодействии на песочном поле, что бывает редко. Кроме того, оказалось, что дети этой группы очень хорошо ощущают границы. В процессе сеанса одна девочка сказала, что будет строить свой личный мир в песочнице, и отгородила собственную небольшую область. Девочке никто не мешал, и после окончания песочной работы она вместе с остальными рассказала про свой мир. В результате получился гармоничный коллективный песочный проект.

Неожиданное появление новых границ в коллективном песочном поле не вызвало агрессии и отторжения, что характеризует качество социальной адаптации этих детей. Кроме того, участие в таком сеансе заложило в детей яркий пример возможности личного роста в коллективе. Я, как психолог, поддержал желание девочки поработать в собственных границах – в конце концов, если возникла потребность такой работы, то где как не на моих сеансах ее реализовать.  При этом другие участники продолжали совместную групповую работу.

Подводя итог, я скажу, что отработка границ является важной темой для песочного терапевта, и акцентуация темы границ на сеансе может дать хороший импульс развитию ребенка, а так же вскрыть возможные проблемы социальной адаптации.

Добавить комментарий

Войти с помощью: