Я рассмотрю социальные способности дошкольников как основу будущего социального роста. Для этого я использую эффективнейший инструмент — коллективную работу в песочном поле.
Детская песочная терапия посредственно влияет на развитие моторики, тактильных функций, образного восприятия и мышления, созидательных способностей, и др. Это определяет комплексное воздействие на психику и физику, и как результат гибкое и сильное воздействие на ребенка.
Работая с детьми, я подметил особенные детали в детских мирах. Детские миры достаточно индивидуальны, чисты. Работать с детьми интересно и полезно для самого терапевта. Иногда, работая с ребенком, можно сделать неожиданные открытия для себя, и происходит это чаще, чем при работе со взрослыми. Объясняется это тем, что после определенного возраста углубляется социальная адаптация человека, в результате построение мира в песочном поле больше привязывается к пониманию «как надо», или «как должно быть». У детей же картины песочных миров более свободные и чистые, и при этом почти и не загружены социальными картинами. По детским картинам мы можем ярко увидеть внутренние отношения в семье, и на фоне этого чистый внутренний мир ребенка. Отношения внутреннего мира и семейной социальной картины становятся инструментом, который используется в песочном поле при работе с детьми.
Поскольку дети чисты в социальном отношении, эффективнейшим инструментом для развития детей становится групповая работа в песочнице. Используя этот инструмент, мы формируем у детей полезные социальные навыки взаимодействия, и это становится прочной основой для последующего самостоятельного социального роста ребенка.
Приведу интересный пример. Один мальчик во время групповой работы в песочнице выделил себе границы мира угловатой неправильной формы. Форма его территории была похожа на изображение острых кристаллов. И я подметил, что по своему восприятию мальчик чем-то похож на свой мир. Это выражалось в угловатости общения с другими детьми – односложные фразы, отрывистость общения. При этом внутри границ своего мира складывалась вполне нормальная для мальчика картина.
Следует отметить, что этот мальчик смог поучаствовать в нескольких сеансах, и описываемая ситуация стала развитием его прошлых миров. Если бы у мальчика не было возможности попробовать несколько раз, то картина и не проявилась бы в песочном поле. Как результат работы – внутренняя неравномерная зажатость в данном сеансе вышла на поверхность, и с ней стало возможно работать. Последней работой мальчик был удовлетворен, что стало важной вехой в его социально-эмоциональном развитии. Фактически мальчиком был завершен мощный цикл психокоррекции.
В чем состояло развитие мальчика в этом цикле? В осознанном поиске наиболее соответствующей внутреннему миру картины песочного поля, и его поиск завершился успехом.
Другой пример. Бабушка привела на групповой сеанс внучку. Во время сеанса бабушка старалась участвовать в песочной работе, подавая ей фигурки, как ей казалось, наиболее подходящие к ситуации, и подсказывая, что надо сделать. Таким образом, творческий поиск девочки быстро замещался подсказками бабушки. Тут надо сказать, что следовало заранее объявить бабушке о правилах групповой работы в песочном поле – но работа бабушки не предполагалась, и эта ситуация была неожиданной. Бабушка могла вместе с внучкой играть в песочнице. Но это должно было быть взаимодействие, а не замещение. В следующих сеансах этот опыт был учтен, установлены границы допустимых вмешательств, и построение своего мира у ребенка прошло более эффективно.
Рассматриваемый сеанс позволил уменьшить в детском развитии замещающий фактор, и позволил усилить самостоятельный творческий подход. Конечно же, бабушка действовала из самых благих побуждений, а помощь и подсказку со стороны взрослых никто не отменяет. Но тонкая грань между помощью и замещением является ярким барьером в детском развитии.
Что можно резюмировать в итоге? Развитию ребенка можно очень сильно помочь на сеансах песочной терапии. В песочном поле мы можем выявить назревающие проблемки, пока они не выросли в большие проблемы, и эффективно решить их.